joomla
free templates joomla

Навруз в зеркале истории

 

 

 

   Навруз является самым древним новогодним праздником на земле, а его история насчитывает 4-5 тысячелетия. Письменные источники сохранили предание о том, что появление Навруза связано с легендарным падишахом Джамшедом. Его прадед, иранский царь Каюмарс, считающийся Первопредком всего человеческого рода, дал название дням месяцам и годам. Определив день и момент (утро), когда Солнце входит в созвездие Овна, он приказал жрецам мубадам начать летоисчисление с этого момента.
   Его правнук Джамшед отдал приказ установить на самой высокой горе, наравне с солнцем трон, украшенный золотом и драгоценностями. Когда шах сел на трон, его сияние, а так же сверкание его короны и солнца озарили дивным блеском окрестности. Восхищенный народ назвал этот день новым днем( Наврузом) в честь своего шаха и дал правителю имя Джамшед, что значит «сияющий» и «лучезарный». Царь устроил праздник, назвав его Наврузом, и приказал людям чествовать его каждый год как начало года сари сол, соли нав. Он повелел народу очистить свои дома, произвести омовение, поскольку Всевышний любит чистоту. В тот день Джамшед обломил сахарный тростник и испил его сахар. С тех пор в Навруз люди поздравляют друг друга и угощают фруктами и сладостями.
Длительность празднования Навруза в разных странах различны: в Иране -13 дней, в Таджикистане 5-6 дней. Торжества завершаются на природе, когда люди, желая слиться с ней, проводят тринадцатый день вне дома, на природе сездаҳ ба да.
   Ещё в древности Навруз стал частью дворцовой культуры, что было вызвано не просто прихотью монарха, а прежде всего, государственно-политическими интересами, из-за чего ему порой приходилось идти на большие расходы ради престижа империи. Примером может служить строительство города-храма – Персополиса, которое было продиктовано важностью политического, религиозного, социального, идеологического, информационного факторов. Существует мнение, которое оспаривают некоторые ученые, что легендарный комплекс Ахеменидов Персополис был возведен, главным образом, для того, чтобы только в день Навруза ежегодно совершать торжественную коронацию или ритуал, связанный с главным праздником зороастризма. Сюда стекались вельможи, гвардия, представители многих народов, другие приглашенные, что запечатлено на многих рельефах дворца.[1]
   Существует предположение, что некоторые произведения Амударьинского клада (Лондон, Британский Музей) периода Ахеменидов, найденные на территории Южного Таджикистана, могут быть косвенно связаны с праздником Навруз. Хотя интерпретация и атрибуция всех изделий коллекции пока не завершена, следует присмотреться к символике некоторых из них. Так, известная золотая колесница, выполненная в традициях искусства Ахеменидов, является ни чем иным как космической моделью движения светил и богов. Она символизирует мир, который гибнет и возрождается вновь в изначальном своем величии, в животворящей силе Солнечной Благодати фарна, прославляющего добрые деяния.
   Изображение бактрийца из Амударьинского клада, выполненное местными мастерами, в виде невысокого рельефа на поверхности золотой пластины несколько схематично, но сам образ, чрезвычайно выразителен и точно воспроизводит определенный этнический тип. В правой руке бактриец держит священную связку прутьев барсом, что свидетельствует о том, что он участвует в процессии, возможно, связанной с Наврузом.
Все это подобно глубокой жизненной философии, основными чертами которой, по мысли М.М.Бахтина, были универсальность, амбивалентность (т.е. – в данном случае – восприятие бытия в постоянном изменении, вечном движении от смерти к рождению, от старого к новому, от отрицания к утверждению),[3] что и символизирует сам Навруз.Следует помнить, что ступени ападаны ( пехл. «’’ywn» ‘дворец’, кл.перс. ayvān‎ — большой зал площадью около 1000 м² с крышей, поддерживаемой 72 колоннами высотой 24 метра) в Персеполисе были обращены к солнцу. Когда царь на колеснице поднимался по лестницам, «происходила его реальная встреча со с ветилом», которое и было главным символом весеннего равноденствия.[2] Эта церемония словно воплощала в себе смысл божественной колесницы из Амударьинского клада.
Особо следует подчеркнуть, что в праздновании Сада, Навруза и Мехргона преобладает нравственная, духовная сторона. Соблюдаемый и поныне ритуал поминания Сиявуша (авест. Syāvaršan, «чёрный конь) связан со старотаджикским вариантом языческого культа. В его образе воплощена идея умирающего и воскресающего божества, которому поклонялись до принятия ислама, в нем отражается сезонно-календарный цикл жизни природы, ежегодно увядающей осенью и расцветающей вновь весной.
С этим культом связано и ритуальное очищение дома, сжигание старых вещей и т.п., магическое отношение к данным объектам, являющимися воплощением всего отжившего свой срок, ненужного. Производилось это и для того, чтобы священные для зороастрийцев сти­хии: вода, огонь и земля, не соприкасались со скверной. Все акции символизировали не только «очищение» материальной среды, но и души. Перед Наврузом следовало покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги, чтобы очистить свою ауру.
   В первые годы арабского правления иранские народы облагались налогом за празднование таких древних праздников, как Навруз и Мехргон. Хадисы утверждают, что сам пророк отмечал данный праздник, а арабские халифы Омейяды и Аббасиды, которые не отменили налогов с покоренных народов, устраивали празднества с необычайной помпой, что во многом помогло сохранить этнонациональные традиции иранских народов.
Навруз земледельцев в настоящее время также широко распространен среди таджиков. Согласно его обрядовой системе ежегодно седьмого марта в некоторых селениях Таджикистана отмечается праздник начала года и обряд пахоты джуфтбаророн. Утром этого дня жители приступают к чистке арыков, чтобы подготовить их к прибытию воды. Затем все население кишлаков собирается у поля, чтобы провести обряд первой борозды «джуфтбаророн»или «сари джуфти», т.е. дать начало Наврузу земледельцев. Самый опытный земледелец преклонного возраста в подол своего халата набирает немного зерен пшеницы, а затем, прочитав молитву об умножении урожая як дона хазору аз хазор бешумор, с благословения присутствующих бросает их в землю. Другие, следуя за ним, выводят пару быков в поле и проводят первую борозду с песнями и плясками.
Додхудоева Л.Н., Юсуфбекова З., Шовалиева М.
[1] Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. –М., 1977.-С. 65.
[2] Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. Москва, 1977.-С. 65
[3] Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – Москва,1990-С. 182
[4] См. Богомолов Г.И., ХушваховН.О.Новая уникальная находка из долины Кашкадарьи. //Урат Осиё кадимги ва урта аср маданиятларининг узаро алокадарлиги: меросийилик ва инновация.Республика илмии- амали конференция матераллари 14 сентябрь 2019.-Самарканд, 2019.-С. 37-42.